Уже сами по себе непростые жанр и сюжет спектакля (социальная драма о семье, состоящей из древней старухи, её дочери и внука-инвалида, живущих на зараженной территории в окрестностях Чернобыля во всеми покинутой украинской деревушке через 27 лет после аварии), усиленные присущими маэстро Виктюку метафоричностью и образностью подачи материала; потрясающая игра актеров с невероятно красноречивой пластикой и монологами, разрывающими душу; юмор, окрашивающий трагедию в краски безысходности - весь этот шокирующий своим откровением букет может уместиться не в каждой взрослой голове и рождает не столько ответы, но вопросы.
Почему, чтобы говорить правду, нужно претворяться сумасшедшим?
Почему до сих пор люди вынуждены биться в кровь за право жить на родной земле?
И, в конце концов, кто дал право одним представителям Homo sapiens охотиться на других, себе подобных, как на диких зверей?
Безусловно, детское восприятие отнюдь не детского спектакля, отлично от взрослого. И вопросы у них, у наших изнеженных счастливой, безоблачной жизнью деток, знающих о Чернобыле исключительно благодаря популярной компьютерной игре, возникают совсем другие, пусть наивные, зато искренние и правдивые. И, возможно, именно в такие мгновения происходит таинство их творческого пробуждения.
А иначе, как объяснить и завороженный взгляд ребенка, устремленный на своего педагога (читай - кумира!), преображенного в персонаже до неузнаваемости, но узнанного эмоционально, сердцем, и сжатые до белизны на косточках детские кулачки, и слезинка, застывшая на пухлой нежной щечке…
Что и говорить, основываясь на понятия железной и непреклонной логики, трудно объяснить, как это возможно, чтобы сом, да еще и по имени Гольдштейн, умел говорить, чтобы «Синие человечеки» управляли государством и почему же, все-таки, радиация боится бабушек, а не наоборот…
Хотя, впрочем, на последний вопрос ответить все же можно! Бабушкам (а сколько их таких бабушек!), которым не привыкать собственноручно отстаивать свое право на жизнь в буквальном смысле этого слова, вне зависимости от обстоятельств (будь то в борьбе с фашистами или со своими; и еще неизвестно, кто хуже), не страшно уже ничего. И именно благодаря таким бабушкам мы можем в полной мере осознать, что такое истинный патриотизм и с чего же все-таки начинается Родина…
Заканчивается спектакль. Уходит в небытие поезд по «секретной ветке метро» и приходит понимание, что эта «секретная ветка» — она ведь и «под нашей хатой» тоже. И когда, а самое главное, куда приведет она нас на этом никому не ведомом пути в Бесконечность, зависит только от нас самих…
Заканчивается спектакль. Но продолжается жизнь. Творческая жизнь ЮнАртовцев. Возможно, она будет непростой. Несомненно — интересной. Хочется верить — счастливой!